Грузозахватные приспособления для кранов

Категория:

   Механизация и автоматизация разгрузочных работ

Публикация:

   Грузозахватные приспособления к кранам

Читать далее:

   Конвейеры и элеваторы

Грузозахватные приспособления к кранам

Время, затрачиваемое на захват и освобождение груза при переработке его кранами, составляет от 20 до 80% общей продолжительности цикла. Поэтому производительность кранов находится в прямой зависимости от конструктивных качеств захватных устройств и правильного их подбора к конкретному грузу и условиям работы с ним.

По принципу действия грузозахватные устройства делятся на три группы:— присоединяемые к грузу (застропка) и отсоединяемые от груза (от-стропка) вручную рабочим-строполыциком;— присоединяемые к грузу и отсоединяемые от него автоматически без участия строполыцика;

— присоединяемые к грузу вручную, а отсоединяемые автоматически.

Грузозахватные устройства подразделяются также на универсальные, обеспечивающие захват грузов различной конфигурации и размеров, и специальные, приспособленные для захвата грузов определенного вида.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Для соединения грузозахватного устройства с грузом применяются стропы различной конфигурации. Изготавливаются они в виде кольцевого каната, отдельных отрезков, имеющих на обоих концах коуши или на одном конце коуш,?а на другом крюк или несколько крюков. При использовании стропов, показанных на рис. 66, е, крюк, скользя по канату, затягивает петлю на грузе. Недостатком стропов из стальных канатов является их скручивание, поэтому при тяжелых грузах часто пользуются цепными стропами.

Рис. 1. Типы стропов

Важнейшими требованиями ко всем захватным устройствам являются:— простота и прочность конструкции, обеспечивающие надежность и безопасность в работе:— минимальный собственный вес, что связано с производительностью крана и расходом энергии на тонну перерабатываемого груза;— минимальная продолжительность захвата и освобождения груза (автоматизация этих операций путем передачи управления захватными органами в кабину машиниста крана и т. д.

);— универсальность, обеспечение сохранности перерабатываемого груза;

— соответствие требованиям техники безопасности и охраны труда. Размеры грузоподъемных крюков регламентируются ГОСТом. Крюки малой грузоподъемности крепят непосредственно к канату. Крюки стреловых, козловых и мостовых кранов подвешиваются на шариковой опоре к траверсе крюковой подвески. Число блоков в подвеске зависит от числа ветвей каната, на которых висит груз, крановые крюки изготавливают двух основных типов: однорогие и двурогие.

Крюки обоих типов могут быть цельноковаными, штампованными или пластинчатыми.

Каждый крюк должен быть снабжен клеймом завода-изготовителя и паспортом с указанием грузоподъемности, удостоверяющим соответствие материала действующим ГОСТам. Применение крюков, не имеющих клейма и паспорта, не допускается.

Рис. 2. Крюковые подвески:
а — нижняя; б — верхняя

Рис. 3. Расчетная схема подвески груза к крюку крана

Рис. 4. Траверса с автоматическим управлением грузоподъемностью 20 т

Клещевые захваты удерживают груз под действием трения, сила которого зависит от массы груза. Они удобны в эксплуатации и ускоряют захват и освобождение груза.

Электромагнитные захваты применяют при переработке грузов, обладающих свойствами магнитопроводимости. Захват такого типа состоит из литого корпуса, внутри которого находится соленоидная катушка. Электропитание к ней подводится по гибкому кабелю. По форме корпуса электромагнитные захваты бывают круглыми и прямоугольными.

Первые используются для переработки сравнительно мелких металлических грузов (болванки, чушки-отливки), вторые — для переработки проката (листовая и прутковая сталь, рельсы, трубы и др.).

Читайте также  Разряды крановщиков мостовых кранов

Грузоподъемность и производительность электромагнитов зависят от рабочей плоскости захвата, которая может быть увеличена в результате совместного применения двух или трех электромагнитов.

Грейферы — основные захватные приспособления для сыпучих грузов (уголь, руда, песок, гравий, щебень и др.). Они относятся к дистанционно управляемым приспособлениям. В зависимости от системы подвески, замыкания и размыкания челюстей грейферы бывают одноканатными, двухканатными, четы-рехканатными и приводными.

Рис. 5. Клещевой захват в открытом и закрытом положениях:
1 и 2 – основной и вспомогательный рычаги; 3 — винтовые зажимы; 4 — кругло-звенные подкески

Рис. 6. Схема работы одноканатного грейфера:
а — раскрытие; б — зачерпывание груза; в — отсоединение головки; г — грейфер в порожнем состоянии

По числу рабочих челюстей различают грейферы двухчелю-стные и многочелюстные. Двухчелюстные грейферы используют главным образом при перегрузке мелкокусковых сыпучих грузов и лесоматериалов; многочелюстные — при переработке крупнокусковых сыпучих грузов, металлолома, чушек чугуна и т. п.

По назначению грейферы подразделяют на нормальные и специальные. При помощи нормальных грейферов осуществляют основные перегрузочные операции с навалочными грузами.

Специальные грейферы служат для выполнения вспомогательных работ по подгребанию остатков и зачистке грузов (подгребающие грейферы). По характеру воздействия на зачерпываемый груз различают грейферные механизмы с интенсифицирующими устройствами и без них.

К последним можно отнести вибрационные грейферы. В их конструкции для ускорения внедрения грейферных челюстей в груз применяют вибраторы.

Одноканатные грейферы представляют собой группу автоматических зачерпывающих устройств, навешиваемых на крюк крана (съемные грейферы), или связанных непосредственно с подъемным канатом крана (несъемные грейферы).

Рассмотрим принцип действия одноканатного грейфера. В момент зачерпывания головка грейфера и траверса связаны между собой промежуточной блочной обоймой, висящей на канатном полиспасте. На нижней части обоймы на траверсе имеются детали, образующие при соединении между собой запорное устройство.

При стягивании полиспаста посредством скобы происходит сближение траверсы и головки, поворот челюстей вокруг шарниров на траверсе, внедрение в груз и его зачерпывание. Затем поднятый груженый грейфер перемещается к месту разгрузки. Здесь головка грейфера отсоединяется от траверсы в момент касания грейфером опорной поверхности, что ведет либо сразу к раскрытию челюстей, либо к раскрытию при последующем подъеме грейфера.

Раскрытый грейфер возвращается за новой порцией груза. При опускании грейфера над грузом запорные устройства снова соединяют головку с траверсой.

Рис. 7. Схема работы двухканатного грейфера:
а — раскрытие; б — смыкание челюстей (зачерпывание); в — подъем груженого грейфера;

Рабочий цикл двух- и четырехканатных грейферов включает следующие операции:— опускание порожнего раскрытого грейфера на груз (подъемный и замыкающий канаты имеют одинаковую скорость опускания);— зачерпывание груза (при смыкании челюстей замыкающим канатом и ослабленном подъемном канате);— подъем груженого грейфера (участвуют обе группы канатов);

— освобождение груженого грейфера (раскрытие челюстей для выгрузки груза осуществляется при ослаблении замыкающего каната и неподвижном подъемном канате).

Рекламные предложения:

Читать далее: Конвейеры и элеваторы

Категория: — Механизация и автоматизация разгрузочных работ

→ Справочник → Статьи → Форум

Источник: http://stroy-technics.ru/article/gruzozakhvatnye-prisposobleniya-k-kranam

Грузозахватные приспособления — основные виды

Грузозахватные приспособления для кранов

Довольно часто у наших клиентов возникает вопрос: «А для чего вообще нужны эти ваши захваты?», и всегда этот вопрос вызывает недоумение. Ответ здесь всегда прост — чтобы облегчить Вашу работу!

Давайте разберемся что же такое грузозахваты. Грузозахваты — это съемные грузозахватные приспособления различных видов и конструкций, предназначенные для фиксации груза в определенном положении для последующего его подъема и перемещения.

Читайте также  Башенные краны Российского производства

В широком смысле, к грузозахватам можно отнести и стропы, крюки, такелажные точки и прочие приспособления, поскольку они также выполняют задачу фиксации и подъема грузов. Однако чаще всего под словом «грузозахват» подразумевают механическое приспособление, навешиваемое на крюк грузоподъемного механизма (крана, тали, лебедки и т. д.) призванное сократить трудоемкость ручных операций при проведении подъемно-транспортных работ.

В зависимости от принципа действия захвата можно выделить несколько их видов:

  1. клещевые (зажимные)
  2. вилочные (лапчатые)
  3. эксцентриковые
  4. винтовые (струбцинные)
  5. штырево-строповые
  6. коромысловые
  7. клиновые
  8. магнитные
  9. вакуумные

Современные грузозахватные приспособления довольно сложно отнести только к одному из этих видов, все чаще используются нестандартные решения при конструировании захватов. В связи с постоянным повышением требований безопасности, комбинированные грузозахваты, в работе которых реализованы несколько типов фиксации груза, теперь далеко не редкость. Однако описанные выше виды приспособлений в значительной степени отличаются друг от друга, поэтому мы остановимся на каждом из них более подробно.

Клещевые захваты

Клещевые (зажимные) грузозахватные приспособления в зависимости от исполнения конструкции могут работать с грузами различной геометрической формы. Захват представляет собой рычажную систему, фиксация груза осуществляется за счет обхвата свободными концами рычагов выступающих элементов груза, например головку рельса, полку балки, закраины бочки или непосредственно сам груз.

Разновидностью клещевых захватов являются фрикционно-зажимные приспособления. Удержание груза при их использовании осуществляется за счет силы трения, возникающей при сжатии груза или распора его изнутри прижимными элементами (лапами).

Захваты клещевого типа часто применяются для подъема и перемещения труб, бетонных блоков и сортового проката.

Вилочные захваты

Вилочные (лапчатые) грузозахватные приспособления предназначены для подхвата груза лежащего на подкладках и поддонах, имеющего специальные технологические отверстия, монтажные петли или полости.

Особенностью захватов данного вида является положение груза при его подъеме и перемещении — центр тяжести груза должен находится на одной вертикали с точкой подвеса захвата на крюк грузоподъемного механизма, это обязательное условия для предотвращения самопроизвольного падения груза с лап.

Для выравнивания центра тяжести используют противовесы, автоматически или вручную перемещаемые точки подвеса захвата, демпферные устройства и т. д.

Вилочные захваты применяют для компактного размещения пакетированных грузов, грузов на поддонах, а так же перемещения строительных материалов в горизонтальном положении (например бетонные кольца, бухты проволоки, лестничные пролеты и т. д.).

Эксцентриковые захваты

Эксцентриковые грузозахватные приспособления предназначены для захвата и перемещения плоских грузов в вертикальном или горизонтальном положении. Принцип действия захватов данного типа состоит в преобразовании эксцентриком подъемной силы в зажимающее усилие.

Рабочие элементы груза создают значительную контактную нагрузку, поэтому их применение ограничивается работой с грузами с относительно твердой поверхностью.

Наиболее часто эксцентриковые захваты применяются для подъема и перемещения листов металла различной толщины как по отдельности, так и стопками.

Современные эксцентриковые захваты выполняются как самозатягивающиеся (с принудительным подведением эксцентрика к поверхности груза при его подъеме), однако существуют так же захваты при работе с которыми необходим ручной первоначальный зажим груза с небольшим усилием.

Более подробно об эксцентриковых захватах читайте в нашей статье «Захваты для листов металла».

Винтовые (струбцинные) захваты

Струбцины в традиционном понимании это приспособления для крепежа различных деталей и максимально плотного соединения их между собой. Для винтовых приспособлений применяемых при проведении подъемно-транспортных работ основной функцией стали перемещение и кантование грузов.

Фиксация грузов осуществляется с помощью винтовой передачи вручную, при этом создается контактная нагрузка, которая за счет силы трения не позволяет грузу выскользнуть.

Так как создаваемая нагрузка велика, применение струбцин обычно ограничивают использованием с грузами имеющими твердую поверхность, как правило это листы металлы и сортовой прокат.

Для более бережного обращения изделия с грузами на рабочие органы захвата устанавливают накладки а также увеличивают их площадь, такое решение было реализовано при разработке захвата для сэндвич-панелей.

Штырево-строповые захваты

О данном виде захватов мы писали ранее в статье «Штыревой захват замок Смаля», поэтому просто кратко напомним о принципе работы таких приспособлений.

Читайте также  Периодичность проверки приборов безопасности грузоподъемных кранов

Штыревые захвата используются только совместно со стропами и служат для удобной дистанционной расстроповки грузов. Конструкций захватов данного вида довольно много, отличительной особенностью захватов является наличие подвижного штыря, посредством оттяжки которого и производится удаленная расстроповка. Приспособление применяется при подъеме стальных, железобетонных конструкций и технологического оборудования способом строповки «на удавку».

Коромысловые захваты

Коромысловые грузозахватные приспособления применяются при работе с грузами имеющими сквозные отверстия, под которыми можно разместить поворотный, вокруг вертикальной или горизонтальной оси, несущий элемент (коромысло), воспринимающий вес груза.

Как правило такое приспособление состоит из коромысла и гибкого элемента (канатного или цепного стропа), так же возможна реализация приспособления с жесткой металлической тягой.

В случае если отверстие груза имеет небольшой диаметр или само коромысло имеет большой вес и не способно повернуться вокруг своей оси при установке/извлечении, применяют тросик для поворота коромысла снаружи.

Коромысловые приспособления используются при работе с железобетонными панелями и плитами перекрытий, бетонными кольцами, бобинами и кабельными барабанами, а так же аналогичными грузами имеющими технологические отверстия.

Клиновые захваты

Клиновые грузозахватные приспособления предназначены для подъема и перемещения грузов, имеющих полость (как правило это круглое отверстие) для взаимодействия с распорными элементами захвата. Конструкция захвата состоит из подвижных в горизонтальной плоскости распорных элементов и конусообразного клина.

Захваты данного типа сейчас применяются крайне редко, однако они могут быть хорошей альтернативой для работы с грузами не имеющими монтажных петель.

Для подъема груза клиновой захват вводится в глухое или сквозное технологическое отверстие, при подъеме клин раздвигает распорные элементы и их зубья врезаются в стенки отверстия.

Это происходит до тех пор, пока не наступит состояние равновесия, когда внутренние силы сопротивления растяжению (раскалыванию) будут равны внешней силе — весу груза, после чего происходит его подъем.

Магнитные захваты

Для работы с ферромагнитными грузами широко применяются электромагниты и захваты на основе постоянных магнитов. Магнитные захваты приспособлены для перегрузки стальных и частично чугунных изделий любой формы, при этом от формы груза и воздушного зазора зависит и грузоподъемность приспособления.

Для работы электромагнитов требуется подведение питания, которое, как правило, подводится от бортовой сети крана. Подвод электроэнергии к магниту осуществляется шланговым кабелем. При небольших высотах подъема кабель закрепляется петлеобразно, и при изменении высоты подъема изменяется его провис, при больших высотах подъема грузов на кране устанавливают кабельные барабаны, автоматически поддерживающие кабель с необходимым натяжением.

При работе с относительно небольшими по массе плоскими грузами более целесообразно использовать захваты на основе постоянных магнитов. Основным их преимуществом является независимость от внешних источников питания. Фиксация груза осуществляется посредством активации магнитного поля в момент нахождения захвата на поверхности груза. Активация магнитных силовых линий происходит с помощью ручки-переключателя или автоматического механизма.

Вакуумные захваты

Одним из наиболее современных грузозахватных приспособлений являются вакуумные захваты.

Принцип работы захватов заключается в следующем — в установленной на поверхности груза камере создается область разреженного воздуха (вакуум), под действием атмосферного давления возникает сила взаимодействия (притяжения) между грузом и захватом.

Для работы данным захватом есть ограничение — груз должен быть выполнен из относительно воздухонепроницаемого материала с гладкой поверхностью (стекло, прокат металла, полированный мрамор и т. д.).

Вакуумные захваты удобны для работы с грузами не имеющими точек крепления, при этом позволяют быстро произвести его захват и высвобождение, захват бережно относится к поверхности поднимаемого груза и осуществляет подъем не повреждая её. Конструкция захватов данного вида и характер их использования зависит от способа создания разрежения в вакуумной камере и методов её девакуумизации.

Многие из описываемых выше грузозахватных приспособлений Вы можете купить у нашей компании, также мы изготавливаем приспособления по чертежам Заказчика. Специалисты нашего конструкторского отдела постоянно проводят работу по разработке новых приспособлений с целью совершенствования техники подъема.

Источник: https://samson-td.ru/stati/gruzozaxvatnyie-prisposobleniya-osnovnyie-vidyi.html