Как правильно работать на экскаваторе?

Содержание

Машинист экскаватора: процесс обучения и основы профессии

Как правильно работать на экскаваторе?

Экскаватор представляет собой сложную инженерную машину, предназначенную для различных видов землеройных работ и погрузки сыпучих материалов. Осуществлять рабочие функции на данном высокотехнологичном механизме могут только аттестованные специалисты, прошедшие обучение на машиниста экскаватора в специализированных учебных центрах. Деятельность водителя включает в себя не только управление этим агрегатом, но и его техническое обслуживание.

Профессия экскаваторщик требует глубоких навыков и большого багажа инженерных знаний, которые связаны с умением анализировать техническую документацию и чертежи. Для того чтобы правильно выбирать рабочее оборудование и место для осуществления технологического процесса, каждый машинист экскаватора должен обладать профессиональными знаниями обо всех видах грунтов и их физико-механических характеристиках.

Рабочий процесс предъявляет машинисту высокие требования к соблюдению всех норм и правил, касающихся безопасности землеройных и погрузочно-разгрузочных работ, а также ответственному и серьёзному отношению к выполняемым функциям. Кроме этого, водитель экскаватора, осуществляя свою деятельность, подвергается существенным нагрузкам, и поэтому должен обладать отличным здоровьем и хорошей физической подготовкой.

Процесс обучения по специальности машинист экскаватора

Обучение на машиниста экскаватора производится в специализированных учебных заведениях, в которых абитуриентами осваивается программа профессиональной подготовки. Целью учебных курсов является получение навыков вождения колёсного либо гусеничного агрегата, а также обучиться мастерству разработки и перемещения грунта при помощи ковша. Учёба состоит из трёх этапов:

  • Теоретической части. Каждый учащийся изучает устройство экскаватора и его основных элементов, а также методы ведения работ по разработке грунтов при помощи ковша и другого навесного оборудования.
  • Практической составляющей. На занятиях каждый из студентов может учиться управлять экскаватором и осуществлять манипуляции его ковшом.
  • Внутреннего экзамена. Отучившись, все претенденты сдают экзамены: теоретический и практический. Экзамен по теории сдают по билетам, где рассматриваются основные вопросы устройства экскаватора и методы ведения земляных работ. Практическая проверка знаний выполняется на учебном полигоне. Здесь будущий водитель экскаватора показывает мастерство вождения и демонстрирует способы манипуляций ковшом.

По окончании обучения и успешной сдачи экзамена, претендент получает документы установленного образца — свидетельство о прохождении курсов и удостоверение машиниста с квалификационным разрядом.

Аттестованный водитель экскаватора должен быть компетентен не только в профессиональных вопросах, но и обладать необходимыми техническими навыками.

Знания, которыми должен обладать экскаваторщик

Современный тракторист экскаваторщик должен в совершенстве владеть всеми видами погрузочно-разгрузочной техники. А если у него существуют пробелы в знаниях и умениях, касающихся какого-либо агрегата, ему необходимо выучиться в центре повышения квалификации и поднять свой разряд на новый уровень.

Ряд принципиальных вопросов, которые машинист экскаватора должен знать:

  • устройство и технические данные экскаватора;
  • особенности работы технологического оборудования: механического, электрического и гидравлического;
  • основные положения ведения горных работ;
  • назначение и принцип работы измерительных приборов и устройств;
  • технологию работ, связанной с укладкой магистральных труб;
  • способы разработки различных категорий грунтов;
  • типы деталей и компонентов, которые быстрее всего изнашиваются и приходят в негодность, последовательность и способы их замены;
  • причины возникновения неполадок и методы их предотвращения;
  • правила транспортировки экскаватора.

Если водитель экскаватора смог с успехом отучиться на специалиста, который обладает седьмым либо восьмым разрядом, он может без проблем пересесть на погрузчик.

Типовая форма должностной инструкции Машиниста экскаватора

Требования к кандидатам

Сегодня профессия машинист экскаватора является одной из самых востребованных специальностей в области строительства и добычи полезных ископаемых. В нынешнее время ни одно строительное производство не может обойтись без услуг высококвалифицированного экскаваторщика.

Для того чтобы пройти обучение управлением экскаватора, необходимо соблюдение следующих условий:

  • возраст кандидата должен быть не менее восемнадцати лет;
  • медицинское заключение, разрешающее осуществлять профессиональную деятельность по данной специальности;
  • наличие удостоверения тракториста-машиниста категории «В», «С», «D» и «Е».

Когда все формальности соблюдены, кандидат подаёт необходимые документы в комиссию, подписывает договор с учебным центром и оплачивает курсы.

Обязанности машиниста

Прошедший обучение и аттестацию водитель экскаватора, должен выполнять следующие функции:

  • осуществлять разработку и перемещение грунта при проведении различных видов строительных и открытых горных работ;
  • своевременно выполнять техническое обслуживание экскаватора: заправлять топливом и смазочными маслами;
  • регулярно контролировать работу элементов ходовой системы;
  • периодически осматривать рабочие компоненты машины: канаты, двигатель, тормозные системы и их крепление;
  • систематически следить за показаниями измерительных приборов;
  • осуществлять профилактические мероприятия и проводить ремонтные работы;
  • вести утверждённую техническую документацию.

Учебное пособие по экскаватору

Сегодня одним из самых авторитетных и популярных пособий по специализированным механизмам является книга «Машинист экскаватора одноковшового» автора У. И. Сапоненко. В этом учебнике рассматриваются важные вопросы подготовки специалистов по профессии машинист. Самые важные из них:

  • устройство экскаватора;
  • принцип действия узлов и механизмов: дизельного двигателя, трансмиссионной системы, ходовой части, комплекса управления, гидросистемы и навесного оборудования;
  • виды работ, выполняемые при помощи различного рабочего оборудования;
  • нормы и правила безопасной эксплуатации агрегата;
  • требования охраны труда при работе на экскаваторе;
  • условия защиты окружающей среды.

Это учебное пособие в первую очередь предназначено для подготовки и повышения квалификации работников по специальности машинист экскаватора. В книге раскрыт наиболее компетентный и профессиональный подход к обучению современных специалистов.

Тренажёр машиниста экскаватора

Сегодня во многих учебных центрах обучение экскаваторщика осуществляется на специальном тренажёре машиниста. Он представляет собой высокотехнологичный комплекс, имитирующий деятельность одноковшового экскаватора. На нём можно отрабатывать свои профессиональные навыки не хуже, чем на настоящем агрегате. Он оборудован панорамным дисплеем, местом машиниста, рычагами и педалями, копирующими реальный образец техники.

Преимущества тренажёра при проведении учебных занятий:

  • безопасность работ и отсутствие риска нанести вред здоровью ученику или экскаватору;
  • максимально реалистичная имитация рабочих ситуаций;
  • все объекты виртуального пространства имеют физические характеристики;
  • управление педалями и рычагами выполняется так же, как и на современном механизме;
  • учтены все факторы работы машиниста;
  • быстрота и эффективность закрепления профессиональных навыков;
  • благодаря своей эргономичности, тренажёр можно установить в любом помещении;
  • можно выполнять индивидуальные настройки для каждого оператора.

Применение данного тренажёра для обучения студентов по специальности машиниста экскаватора является экономически выгодным и безопасным. Проведение занятий не зависит от погодных факторов и наличия экскаватора на учебной площадке.

Всегда важно помнить, что высококвалифицированным профессионалом становится тот специалист, который может не только в совершенстве управлять сложным механизмом, но и правильно осуществлять его эксплуатацию, а также качественно выполнять ремонт агрегата.

: Работа с тренажером машиниста экскаватора

Источник: https://stroyteh.pro/ekskavatory/mashinist-professiya.php

Основы высокопроизводительной работы экскаваторов

Успешное применение экскаваторов зависит не только от вида и сложности земляного сооружения, при строительстве которого они используются, ее мощности и типа рабочего оборудования, но в большой мере также от вида и свойств грунта, который экскаватор должен разрабатывать.

Экскаваторы предназначены для ведения земляных работ в грунтах 1-1У группы. Они могут также разрабатывать и другие группы грунта, например предварительно взрыхленные, скальные и мерзлые грунты (ХШ группы).

Группы грунта характеризуют трудность их разработки. I группа -это наиболее легкие для копания грунты, Ц группа – более трудные для копания грунты, Ш — еще более трудные и т.д. Трудность разработки, грунта зависит от его свойств, плотности, выражающейся в тоннах на кубический метр объема грунта. Чем труднее грунт для разработки, тем меньше производительность экскаватора.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Каждый машинист, приступая к работе, должен знать вид грунта; который ему придется разрабатывать, с тем, чтобы представлять, на какую производительность экскаватора можно рассчитывать в таких условиях.

При взгляде на таблицу видно, что один и тот же грунт может относиться к разным группам, если его состояние изменилось (например, был рыхлый, а стал отвердевшим).

Какое именно земляное сооружение необходимо возвести в данных грунтовых условиях известно машинисту из проекта и технологических карт производства работ. В них приведены размеры земляных сооружений, расстановка транспортных средств, пути передвижения экскаватора и автотранспорта. Каждому машинисту дается исходя из этих документов определенное задание с указанием срока его выполнения. И тут ему важно применить такие методы и приемы работ, при которых производительность экскаватора будет наивысшей.

Прежде чем перейти к рассмотрению передовой организации работы экскаваторов с различным рабочим оборудованием, необходимо коротко познакомиться с видами земляных сооружений, на строительстве которых используются экскаваторы.

Размеры и форма земляных сооружений (рис.37) диктуют применение экскаваторов определенных типов с определенным рабочим оборудованием.

Так, большие каналы (рис.37,а) сооружаются преимущественно с использованием оборудования драглайн. Небольшие по ширине и глубине ирригационные каналы строятся многоковшовыми экскаваторами. Планировка откосов у каналов (рис.37,я), насыпей (рис.37,6) и плотин (рис.37,в) ведется экскаваторами с телескопическим оборудованием или драглайном.

При строительстве котлованов (рис. 37,?) больших размеров применяются экскаваторы с оборудованием драглайн и прямая лопата, а при сооружении небольших котлованов – экскаваторы с обратной лопатой. Сооружение больших полувыемок (рис.

37,й) (полувыемка — односторонняя выемка на косогоре) осуществляется экскаваторами с оборудованием прямая лопата, а полных выемок — еще и с применением драглайна. Небольшие выемки, например, в дорожном полотне, разрабатываются экскаваторами с оборудованием обратная лопата. Траншеи (рис.

37, е) успешно сооружаются многоковшовыми экскаваторами.

Читайте также  Продолжительность рабочего цикла одноковшового экскаватора

Помимо строительства указанных земляных сооружений большой объем работы выполняют экскаваторы по разработке грунтов в карьерах (рис.37,лг) с погрузкой в автосамосвалы и другие транспортные средства. Это объясняется тем, что в такие земляные сооружения, как насыпи, плотины и др., часто необходимо закладывать специально подобранные в карьерах грунты, а не те, что находятся в непосредственной близости от сооружения.

Рис. 37. Земляные сооружения, при строительстве которых используются торы:
а – канал; б – насыпь; в – плотина; г — котлован; д – полувыемка: е – траншея; ж – карьер

Все перечисленные выше земляные сооружения экскаватор копает постепенно, перемещаясь по мере готовности части сооружения на новое место в пределах проектных габаритов. При этом каждый раз он охватывает такую зону работ, какая достижима для его рабочего оборудования. Зону работы экскаватора называют забоем. Под забоем понимается место расположения экскаватора, место копания грунта и место нахождения автотранспорта или выгрузки грунта в отвал, когда автотранспорт не используется.

Размеры забоя выбираются такими, чтобы экскаватор мог работать с наивысшей производительностью, т.е. с минимальными затратами времени на наполнение ковша грунтом, поворот к месту выгрузки грунта, выгрузку грунта и возвращение ковша в исходное для копания положение.

Чтобы обеспечить высокую производительность экскаватора, машинист должен выполнять следующие общие для всех типов экскаваторов условия:1. Выбирать форму и ширину забоев такими, при которых угол поворота экскаватора к месту выгрузки грунта не превышал бы 70°- При этом учитывать, что чем меньше угол поворота ковша, тем меньше времени будет’затрачено на поворот.

Так как этот угол зависит от положения автотранспорта, то следует предусматривать наиболее выгодные для работы экскаватора пути подъезда автотранспорта и очередность его загрузки.2. Высоту или глубину забоев необходимо выбирать с таким расчетом, чтобы ковш был заполнен “с шапкой” за одно движение ковша.

Величина “шапки” над ковшом, как известно, зависит от угла естественного откоса грунта (у сухого песка 25-35°, у сухой глины – 40—45°); за счет “шапки” объем грунта в ковше увеличивается на 20—25%.3. Выбирать длину забоя такой, чтобы число перемещений экскаватора было минимальным, так как маневрирование и перебазирование машины вызывает потери ее производительности.

4.

Тщательно подготавливать дно забоя, по которому перемещается экскаватор, сглаживания излишние неровности, убирая камни и валуны, обеспечивая дну уклон для предотвращения скапливания грунтовых и поверхностных вод.

Машинист не должен пытаться загрузить в ковш крупные камни, валуны, обломки скальных пород, затрачивая на это полезное время работы. Их либо обходят, либо отодвигают ковшом в сторону.

Плохие грунтовые условия в забое могут усложнить движение автотранспорта, создать паузы в его загрузке и тем самым снизить производительность экскаватора при работе в забое.

5. Стремиться к уменьшению времени рабочих операций.

Если, например, у одноковшовых полноповоротных экскаваторов время полного рабочего цикла (копание – перенос грунта – выгрузка – возвращение ковша в исходное для копания положение) занимает от 10 (небольшие экскаваторы и легкий грунт) до 30 с (большие машины и тяжелый грунт), то сократить время цикла можно благодаря сокращению времени наполнения ковша, совмещению поворота ковша на выгрузку с его подъемом на высоту выгрузки, совмещению окончания поворота с началом выгрузки грунта (особенно при выгрузке в отвал), совмещению возвратного поворота порожнего ковша с его опусканием к месту копания в забое.

Эти рабочие приемы, экономящие по нескольку секунд на каждом цикле, дают большой эффект в течение всей смены. Передовые машинисты берегут, совмещая операции, до 5-6 с на одном цикле.

6. Стремиться к сокращению непроизводительных простоев экскаватора, связанных с техническим обслуживанием машины, очисткой ковша, заправкой горючесмазочными материалами и др.

Техническое состояние зависит от того, насколько своевременно и тщательно машинист проводит техническое обслуживание, смазку, регулировку узлов и мелкий ремонт экскаватора. Работать можно только на полностью подготовленной и исправной машине.

Затраты времени на передвижение экскаватора в забое могут быть сокращены благодаря выбору минимального пути движения и маневрирования машины, а также увеличению скорости ее движения.

Ковш экскаватора необходимо регулярно очищать, так как налипший на внутренние стенки и днище ковша грунт уменьшает его вместимость. Однако проводить очистку лучше в период планируемых простоев экскаватора (при заправке топливом, плановой профилактике и пр.) или при технологических простоях машины (подготовке забоя), а также при возможных организационных простоях (отсутствие автотранспорта).

Заправлять экскаватор топливом и маслом нужно до начала рабочей смены. Дозаправку лучше всего производить во время планируемых остановок.

7. Использовать мощность экскаватора и его конструктивных возможностей как можно более полно исходя из конкретных условий работы в забое. Так, если позволяет грунт и достаточна мощность двигателя, надо копать с максимально возможной толщиной стружки. Это даст возможность сократить путь движения ковша, а следовательно, и время копания.

8. Поддерживать в хорошем состоянии режущие части ковша (зубьев или сплошных режущих кромок у ковшей без зубьев). Они должны быть острыми и не иметь повреждений. Необходимо своевременно производить профилактический ремонт режущих частей ковша и восстанавливать их первоначальные размеры.

Нужно также следить за правильной установкой угла резания ковша по отношению к грунту, так как от этого зависит усилие, затрачиваемое на копание грунта. Неправильно установленный угол резания ковша ведет к непроизводительной перегрузке двигателя экскаватора.

Для нормальной разработки грунтов рекомендуется устанавливать между верхней поверхностью зубьев и поверхностью грунта угол, равный 25—45°. У экскаватора с канатным приводом это достигается переменой места крепления ковша на рукояти.

На гидравлической машине угол резания устанавливается наклоном ковша с помощью гидроцилиндра.

9. Организовать рациональное движение автотранспорта и мест загрузки с помощью указывающих вешек ограничительных брусьев и др.

10. Аккуратно выгружать из ковша, не допускать касания ковша о кузов автосамосвала.

11. Следить за тем, чтобы полный рабочий цикл экскаватора (копание – поворот ковша на выгрузку – выгрузка – возвращение ковша в исходное положение) был в пределах 11-19 с при копании легких грунтов Ц- 1] группы) с поворотом на угол до 90° и 14-30 с при копании средних и тяжелых грунтов (Ш~!У группы) с теми же углами поворота (меньшие секунды относятся к экскаваторам с меньшей вместимостью ковша).

12. Полностью (но не излишне) загружать автотранспорт, так как недогрузка снижает эффективность его использования, а перегрузка приводит к поломкам автомобилей. Для этого машинист экскаватора должен знать, какой объем грунта помещается в кузов самосвалов различных марок.

13. Сообщать водителям автотранспортных средств с помощью звукового сигнала о конце загрузки, чтобы обеспечить своевременный отъезд загруженного транспорта и подъезд порожнего, и, следовательно, о бесперебойной работе экскаватора.

Размеры и форма забоя зависят в первую очередь от размеров экскаватора вида и размеров его рабочего оборудования и вида автотранспорта. Так, у экскаватора с оборудованием драглайн, снабженного длинной стрелой, забой имеет большие размеры по площади, чем у экскаватора с оборудованием прямая лопата, предельная удаленность ковша которого небольшая. Самые маленькие забои, как правило, у небольших многоковшовых и навесных одноковшовых экскаваторов.

Но размеры забоя зависят также от величины тех земляных сооружений, которые необходимо построить. Есть прямая связь между размерами сооружений, габаритами экскаватора и его рабочими параметрами (вместимостью ковша, мощностью и пр.). Чем значительнее земляные работы, тем мощнее и крупнее требуются для них экскаваторы.

Приступая к работе в забое, машинист должен заранее продумать, как достичь на экскаваторе наивысшей производительности в данных конкретных условиях, и соответствующим образом подготовить машину к работе.

Помимо общих требований и приемов, которые относятся ко всем экскаваторам в целом, экскаваторы каждого типа с конкретным рабочим оборудованием (прямая лопата, обратная лопата и т.д.) для высокопроизводительной работы требуют определенных, специфичных именно для них приемов и организации работы в забое. Эти вопросы рассматриваются в следующих главах.

Рекламные предложения:

Читать далее: Применение экскаваторов с рабочим оборудованием прямая лопата

Категория: — Экскаваторы

→ Справочник → Статьи → Форум

Источник: http://stroy-technics.ru/article/osnovy-vysokoproizvoditelnoi-raboty-ekskavatorov

Как правильно работать на экскаваторе

Как правильно работать на экскаваторе?

Гидравлические экскаваторы считаются основополагающей техникой при производстве большого количества видов с землеройных работ или при выполнении работ по перемещению масс различного рода грунтов. Исходя из статистики рост на рынке экскаваторной техники, составляет ежегодно 7-8 процентов. Импорт техники при этом из-за рубежа показывает вполне неплохой рост в 40-45 процентов, из данного числа. Получается, что поделен весь рынок землеройной техники между иностранными и российскими производителями.

На вопрос, какой при выборе лучше экскаватор – ни один эксперт не сможет дать однозначного ответа. Аргументы здесь просты: дешевле российская техника, а западная надежнее. Попробуем поэтому разобраться в вопросе: как работать правильно на экскаваторе, так при аккуратной работе ломается техника реже, а вот незнание функций управления может обернуться однозначной поломкой.

Управление импортной техникой

Теперь давайте ответим на детальный вопрос: как правильно работать на импортного производства экскаваторе, чтобы не сломать его.

Для начала следует определиться: какой у вас не окажется гидравлический экскаватор – маленький или большой для управления им вам будут необходимы навыки и занятия, а вот физическая сила не потребуется точность.

Обязательно будет присутствовать щиток приборов, как у легкового хорошего автомобиля, который снабдит необходимой информацией обо всех параметрах работы машины. Присутствует на нем:

  • Табло подсчета моточасов
  • Уровень рабочих жидкостей экскаватора
  • Сигнальный индикатор – предупреждение о перегреве
  • Заряд аккумуляторов экскаватора
  • Температура двигателя
  • Показать давления масла
  • тахометр

Функции по управлению экскаватором поделят два джойстика, один отвечать будет за движение в пространстве экскаватора и движение ближней части стрелы, другой за работу ковша и стрелы-манипулятора. Какой бы ни оказалось сложной работа, управление требовать будет практики, которую получить можно на компьютере с программой-симулятором для этого вида экскаватора.

Читайте также  Экскаватор погрузчик MST m542 технические характеристики

Необходимо знать, что разные виды экскаваторов, в зависимости от завода производителя, располагают индивидуальными схемами управления.

Управление отечественной техникой

Особенности управления российской сборки экскаватором отличаться будет от импортных машин наличием до шести гидрораспределителей связанных напрямую с гидравлическими цилиндрами манипулятора стрелы экскаватора, а также механизмом управления ковшом.

Будут отвечать за поступательное движение техники две педали и руль для шасси на пневмоходу или рычаги для гусеничной машины. Курс теоретического обучения, а также производственная практика являться будут ответом на вопрос как правильно нужно работать на экскаваторе отечественной сборки.

Рытье траншеи является наиболее востребованным видом экскаваторных работ. Роют траншеи для прокладки кабеля, отопления, канализации, водопровода и т.д.

В каждом случае длина, ширина и глубина траншеи будут различными, но остаются общие принципы неизменными. Далее рассмотрим мы основные правила рытья траншей, котлованов и прудов, а также предоставим конкретные советы для отдельных ситуаций.

Разработка грунта экскаватором

Несколько этапов включает цикл работы экскаватора:

  • установка ковша для повторения цикла
  • обратный поворот платформы
  • разгрузка ковша
  • разворот платформы
  • резание грунта

Напрямую зависит скорость выполнения работ от времени выполнения одного цикла, более половины, которого приходится на развороты платформы. Таким образом, уменьшение угла поворота платформы ускоряет значительно рытье траншеи.

При резании грунта должен работать двигатель на полную мощность. Погружение ковша начинать следует по возможности ближе, а его содержимое высыпать в самой дальней точке кузова автомобиля или площадки, которая отведена специально для добытого грунта.

Достигается наибольшая эффективность тогда, когда позволяет глубина копания загрузить полностью ковш. Оптимальный радиус копания (расстояние от корпуса самого экскаватора до места погружения ковша) составляет примерно 70-90 процентов от максимального, который указан в технической документации.

Чтобы сократить еще больше расходы топлива и времени, совмещают несколько операций. К примеру, можно одновременно выполнять разворот платформы с опусканием ковша для последующего копания или с поднятием ковша для разгрузки.

Рытье траншей, котлованов, прудов

Первым делом необходимо очистить забой (площадку, на которой производится работа, расположен экскаватор и дополнительная техника), от пней, крупных камней, мусора и любых других лишних объектов.

Если на большое расстояние необходимо транспортировать грунт, то содержимое ковша высыпают в кузов грузовых автомобилей. Считается оптимальной ситуация, когда помещается в кузове грузовика 3-7 полных ковшей. Производится наполнение кузова сбоку или сзади, перемещение над кабиной ковша запрещено. Должно производиться заполнение равномерно, но ковшом не разрешается разравнивать содержимое кузова.

Должен быть размещен экскаватор на расстоянии не меньше одного метра от края траншеи. Чем глубже траншея и мягче почва, тем технику располагают дальше. Рекомендуется безопасное расстояние, которое глубину рытья превышает на один метр, экскаватор при этом располагают так, чтобы находилась ведущая пара колес дальше от края, чем ведомая.

Требует рытье искусственного пруда предварительного изучения грунта и глубины непосредственного расположения подземных вод. Крайне нежелательно для подобных работ применять старую технику, не удастся таким образом сэкономить, а вот получить большое количество расходов – вполне. Наиболее правильным и разумным вариантом является применение экскаватора, который способен работать на большом расстоянии, это даст возможность сберечь нервы и технику.

При рытье глубоких траншей и котлованов соблюдается общее правило: чем глубина больше, тем откосы делают более пологими. При необходимости укрепляют стенки.

Если в заболоченной местности предстоит работа, то с собой берутся специальные щиты, из которых должна собираться рабочая площадка. Должен превышать размер этой площадки длину самих гусениц.

Соблюдение правил работы, служебных инструкций и техники безопасности дает возможность избежать при работе неожиданных ситуаций, материального ущерба и порчи техники. Будет не лишним составление договора на выполнение работ в определенном объеме.

Техника безопасности

При работе на экскаваторах отечественного и импортного производства необходимо будет ознакомиться с инструкцией по технике безопасности, которая разработана непосредственно для конкретной модели.

Необходимо перед началом первой работы ознакомиться со значением специальной информации, которая расположена на агрегатах и корпусе экскаватора. Во всех опасных местах будут присутствовать таблички предупреждения на машине, и иметь сопроводительные надписи, которые обозначают степень и уровень возможностей опасности:

  • Предостережение, сигнализировать будет о возможной вероятности наступления потенциальной опасности, вследствие которой непринятие необходимых действий обернется потенциально возможными получениями малых или средних увечий.
  • Предупреждение, предназначено для обращения внимания на потенциальную вероятность довольно опасной ситуации, которая может обернуться тяжелой травмой или летальному исходу, если для предосторожности не принять необходимые меры.
  • Опасность, сигнализирует о неотвратимости возникновения особо опасного случая, в случае которого пренебрежение необходимыми мерами безопасности может повлечь за собой тяжелые увечья или смерть.

Таблички, которые имеются на всех экскаваторах, применяют надписи и рисунки для визуального предупреждения и для исполнения являются обязательными.

Не стоит путать таблички по технике безопасности с информационными надписями по правилам эксплуатации экскаватора. Использовать необходимо все знания для исключения несчастных случаев и для правильной работы на экскаваторе.

Перед началом работы оператор (машинист) экскаватора должен получить:

  • Максимально точные указания об условиях работы (наличие препятствий, расположение надземных линий электропередач, наличие подземных коммуникаций и их места прохождения и т.п.).
  • Технологическую карту работы экскаватора.
  • Инструкцию по технике безопасности (введенную в действие приказом по строительному управлению).

Прежде чем начать работу на экскаваторе машинист обязан:

  • убедиться в исправности машины; работать на не исправном экскаваторе запрещается;
  • убедиться, что все вращающиеся детали — зубчатые, цепные, ременные передачи, маховики и т. п. — ограждены кожухами или недоступны для рабочих; работать на экскаваторе при снятых ограждениях движущихся или вращающихся деталей запрещается;
  • проверить состояние сигнала; приступать к работе при неисправном сигнале не разрешается;
  • получить от машиниста, сдающего смену, сведения о наличии каких-либо неисправностей на экскаваторе и добиться ликвидации этих неисправностей;
  • убедиться в наличии исправного инструмента;
  • убедиться в прочности всех соединений (шпоночных, клиновых, болтовых и др.), а также соединений трубопроводов систем управления и при необходимости укрепить их;
  • проверить исправность тормозов и канатов; работать с неисправными тормозами и канатами запрещается;
  • проверить исправность рычагов управления и установить их в нейтральное положение;
  • смазать экскаватор в соответствии с картой смазки, приведенной в инструкции по эксплуатации экскаватора.

Только после того, как машинист убедиться в полной исправности экскаватора, он с другим обслуживающим персоналом начинает заправку экскаватора. При этом соблюдены должны быть следующие требования безопасности:

  • заправлять двигатель и гидросистему топливом и маслом следует только при естественном освещении; в крайнем случае можно произвести заправку ночью, но при электрическом освещении;
  • во время заправки машины топливом запрещается курить, пользоваться спичками, керосиновыми лампами и другими источниками открытого огня;
  • после заправки экскаватора все детали, облитые топливом или маслом, должны быть насухо вытерты, а пролитое возле экскаватора топливо тщательно засыпано песком;
  • запрещается открывать бочку с топливом, ударяя по пробке металлическим предметом;
  • воспламенившееся около машины топливо запрещается тушить водой; для тушения загоревшегося топлива следует использовать огнетушитель, который обязательно должен быть на экскаваторе, а также песок, брезент и т. п.

Требования безопасности при запуске двигателя и во время его работы

Перед непосредственным запуском двигателя должен убедиться машинист в его исправности, а также в исправности всех пусковых устройств двигателя:

  • двигатель, а также жидкотопливный пусковой двигатель не должны иметь течи топлива, масла и воды, также пропусков выхлопных газов в соединениях всасывающих и выхлопных патрубков с блоком двигателя;
  • баллоны со сжатым воздухом и их арматура пневматических пусковых устройств должны быть в полной исправности; утечка сжатого воздуха не допускается;
  • электропроводка и пусковая кнопка электростартера должны быть в полной исправности; при нажатии кнопки электростартер должен немедленно включиться; утечка тока в проводах и клеммах, а также искрообразование не допускаются;
  • рычаги механизмов жидкотопливного пускового двигателя должны легко и надежно переключаться; при положительной температуре наружного воздуха пусковой двигатель должен легко заводиться.

Сам машинист экскаватора должен заводить двигатель. 

Источник: https://vremya-sovetov.ru/avtolyubitelyu/kak-pravilno-rabotat-na-ekskavatore.html

Как работать на экскаваторе

Как правильно работать на экскаваторе?

Категория:

   Экскаваторы

Основы высокопроизводительной работы экскаваторов

Далее: Применение экскаваторов с рабочим оборудованием прямая лопата

Успешное применение экскаваторов зависит не только от вида и сложности земляного сооружения, при строительстве которого они используются, ее мощности и типа рабочего оборудования, но в большой мере также от вида и свойств грунта, который экскаватор должен разрабатывать.

Экскаваторы предназначены для ведения земляных работ в грунтах 1-1У группы. Они могут также разрабатывать и другие группы грунта, например предварительно взрыхленные, скальные и мерзлые грунты (ХШ группы).

Группы грунта характеризуют трудность их разработки. I группа -это наиболее легкие для копания грунты, Ц группа – более трудные для копания грунты, Ш — еще более трудные и т.д. Трудность разработки, грунта зависит от его свойств, плотности, выражающейся в тоннах на кубический метр объема грунта. Чем труднее грунт для разработки, тем меньше производительность экскаватора.

Каждый машинист, приступая к работе, должен знать вид грунта; который ему придется разрабатывать, с тем, чтобы представлять, на какую производительность экскаватора можно рассчитывать в таких условиях.

При взгляде на таблицу видно, что один и тот же грунт может относиться к разным группам, если его состояние изменилось (например, был рыхлый, а стал отвердевшим).

Какое именно земляное сооружение необходимо возвести в данных грунтовых условиях известно машинисту из проекта и технологических карт производства работ. В них приведены размеры земляных сооружений, расстановка транспортных средств, пути передвижения экскаватора и автотранспорта. Каждому машинисту дается исходя из этих документов определенное задание с указанием срока его выполнения. И тут ему важно применить такие методы и приемы работ, при которых производительность экскаватора будет наивысшей.

Прежде чем перейти к рассмотрению передовой организации работы экскаваторов с различным рабочим оборудованием, необходимо коротко познакомиться с видами земляных сооружений, на строительстве которых используются экскаваторы.

Читайте также  Одноковшовый экскаватор с оборудованием погрузчик

Размеры и форма земляных сооружений (рис.37) диктуют применение экскаваторов определенных типов с определенным рабочим оборудованием.

Так, большие каналы (рис.37,а) сооружаются преимущественно с использованием оборудования драглайн. Небольшие по ширине и глубине ирригационные каналы строятся многоковшовыми экскаваторами. Планировка откосов у каналов (рис.37,я), насыпей (рис.37,6) и плотин (рис.37,в) ведется экскаваторами с телескопическим оборудованием или драглайном.

При строительстве котлованов (рис. 37,?) больших размеров применяются экскаваторы с оборудованием драглайн и прямая лопата, а при сооружении небольших котлованов – экскаваторы с обратной лопатой. Сооружение больших полувыемок (рис.

37,й) (полувыемка — односторонняя выемка на косогоре) осуществляется экскаваторами с оборудованием прямая лопата, а полных выемок — еще и с применением драглайна. Небольшие выемки, например, в дорожном полотне, разрабатываются экскаваторами с оборудованием обратная лопата. Траншеи (рис.

37, е) успешно сооружаются многоковшовыми экскаваторами.

Помимо строительства указанных земляных сооружений большой объем работы выполняют экскаваторы по разработке грунтов в карьерах (рис.37,лг) с погрузкой в автосамосвалы и другие транспортные средства. Это объясняется тем, что в такие земляные сооружения, как насыпи, плотины и др., часто необходимо закладывать специально подобранные в карьерах грунты, а не те, что находятся в непосредственной близости от сооружения.

Рис. 37. Земляные сооружения, при строительстве которых используются торы:
а – канал; б – насыпь; в – плотина; г — котлован; д – полувыемка: е – траншея; ж – карьер

Все перечисленные выше земляные сооружения экскаватор копает постепенно, перемещаясь по мере готовности части сооружения на новое место в пределах проектных габаритов. При этом каждый раз он охватывает такую зону работ, какая достижима для его рабочего оборудования. Зону работы экскаватора называют забоем. Под забоем понимается место расположения экскаватора, место копания грунта и место нахождения автотранспорта или выгрузки грунта в отвал, когда автотранспорт не используется.

Размеры забоя выбираются такими, чтобы экскаватор мог работать с наивысшей производительностью, т.е. с минимальными затратами времени на наполнение ковша грунтом, поворот к месту выгрузки грунта, выгрузку грунта и возвращение ковша в исходное для копания положение.

Чтобы обеспечить высокую производительность экскаватора, машинист должен выполнять следующие общие для всех типов экскаваторов условия: 1.

Выбирать форму и ширину забоев такими, при которых угол поворота экскаватора к месту выгрузки грунта не превышал бы 70°- При этом учитывать, что чем меньше угол поворота ковша, тем меньше времени будет’затрачено на поворот.

Так как этот угол зависит от положения автотранспорта, то следует предусматривать наиболее выгодные для работы экскаватора пути подъезда автотранспорта и очередность его загрузки. 2. Высоту или глубину забоев необходимо выбирать с таким расчетом, чтобы ковш был заполнен “с шапкой” за одно движение ковша.

Величина “шапки” над ковшом, как известно, зависит от угла естественного откоса грунта (у сухого песка 25-35°, у сухой глины – 40—45°); за счет “шапки” объем грунта в ковше увеличивается на 20—25%. 3. Выбирать длину забоя такой, чтобы число перемещений экскаватора было минимальным, так как маневрирование и перебазирование машины вызывает потери ее производительности.

4. Тщательно подготавливать дно забоя, по которому перемещается экскаватор, сглаживания излишние неровности, убирая камни и валуны, обеспечивая дну уклон для предотвращения скапливания грунтовых и поверхностных вод.

Машинист не должен пытаться загрузить в ковш крупные камни, валуны, обломки скальных пород, затрачивая на это полезное время работы. Их либо обходят, либо отодвигают ковшом в сторону.

Плохие грунтовые условия в забое могут усложнить движение автотранспорта, создать паузы в его загрузке и тем самым снизить производительность экскаватора при работе в забое.

5. Стремиться к уменьшению времени рабочих операций.

Если, например, у одноковшовых полноповоротных экскаваторов время полного рабочего цикла (копание – перенос грунта – выгрузка – возвращение ковша в исходное для копания положение) занимает от 10 (небольшие экскаваторы и легкий грунт) до 30 с (большие машины и тяжелый грунт), то сократить время цикла можно благодаря сокращению времени наполнения ковша, совмещению поворота ковша на выгрузку с его подъемом на высоту выгрузки, совмещению окончания поворота с началом выгрузки грунта (особенно при выгрузке в отвал), совмещению возвратного поворота порожнего ковша с его опусканием к месту копания в забое.

Эти рабочие приемы, экономящие по нескольку секунд на каждом цикле, дают большой эффект в течение всей смены.

Водительские права на экскаватор

Передовые машинисты берегут, совмещая операции, до 5-6 с на одном цикле.

6. Стремиться к сокращению непроизводительных простоев экскаватора, связанных с техническим обслуживанием машины, очисткой ковша, заправкой горючесмазочными материалами и др.

Техническое состояние зависит от того, насколько своевременно и тщательно машинист проводит техническое обслуживание, смазку, регулировку узлов и мелкий ремонт экскаватора. Работать можно только на полностью подготовленной и исправной машине.

Затраты времени на передвижение экскаватора в забое могут быть сокращены благодаря выбору минимального пути движения и маневрирования машины, а также увеличению скорости ее движения.

Ковш экскаватора необходимо регулярно очищать, так как налипший на внутренние стенки и днище ковша грунт уменьшает его вместимость. Однако проводить очистку лучше в период планируемых простоев экскаватора (при заправке топливом, плановой профилактике и пр.) или при технологических простоях машины (подготовке забоя), а также при возможных организационных простоях (отсутствие автотранспорта).

Заправлять экскаватор топливом и маслом нужно до начала рабочей смены. Дозаправку лучше всего производить во время планируемых остановок.

7. Использовать мощность экскаватора и его конструктивных возможностей как можно более полно исходя из конкретных условий работы в забое. Так, если позволяет грунт и достаточна мощность двигателя, надо копать с максимально возможной толщиной стружки. Это даст возможность сократить путь движения ковша, а следовательно, и время копания.

8. Поддерживать в хорошем состоянии режущие части ковша (зубьев или сплошных режущих кромок у ковшей без зубьев). Они должны быть острыми и не иметь повреждений. Необходимо своевременно производить профилактический ремонт режущих частей ковша и восстанавливать их первоначальные размеры.

Нужно также следить за правильной установкой угла резания ковша по отношению к грунту, так как от этого зависит усилие, затрачиваемое на копание грунта. Неправильно установленный угол резания ковша ведет к непроизводительной перегрузке двигателя экскаватора.

Для нормальной разработки грунтов рекомендуется устанавливать между верхней поверхностью зубьев и поверхностью грунта угол, равный 25—45°. У экскаватора с канатным приводом это достигается переменой места крепления ковша на рукояти.

На гидравлической машине угол резания устанавливается наклоном ковша с помощью гидроцилиндра.

9. Организовать рациональное движение автотранспорта и мест загрузки с помощью указывающих вешек ограничительных брусьев и др.

10. Аккуратно выгружать из ковша, не допускать касания ковша о кузов автосамосвала.

11. Следить за тем, чтобы полный рабочий цикл экскаватора (копание – поворот ковша на выгрузку – выгрузка – возвращение ковша в исходное положение) был в пределах 11-19 с при копании легких грунтов Ц- 1] группы) с поворотом на угол до 90° и 14-30 с при копании средних и тяжелых грунтов (Ш~!У группы) с теми же углами поворота (меньшие секунды относятся к экскаваторам с меньшей вместимостью ковша).

12. Полностью (но не излишне) загружать автотранспорт, так как недогрузка снижает эффективность его использования, а перегрузка приводит к поломкам автомобилей. Для этого машинист экскаватора должен знать, какой объем грунта помещается в кузов самосвалов различных марок.

13. Сообщать водителям автотранспортных средств с помощью звукового сигнала о конце загрузки, чтобы обеспечить своевременный отъезд загруженного транспорта и подъезд порожнего, и, следовательно, о бесперебойной работе экскаватора.

Размеры и форма забоя зависят в первую очередь от размеров экскаватора вида и размеров его рабочего оборудования и вида автотранспорта. Так, у экскаватора с оборудованием драглайн, снабженного длинной стрелой, забой имеет большие размеры по площади, чем у экскаватора с оборудованием прямая лопата, предельная удаленность ковша которого небольшая. Самые маленькие забои, как правило, у небольших многоковшовых и навесных одноковшовых экскаваторов.

Но размеры забоя зависят также от величины тех земляных сооружений, которые необходимо построить. Есть прямая связь между размерами сооружений, габаритами экскаватора и его рабочими параметрами (вместимостью ковша, мощностью и пр.). Чем значительнее земляные работы, тем мощнее и крупнее требуются для них экскаваторы.

Приступая к работе в забое, машинист должен заранее продумать, как достичь на экскаваторе наивысшей производительности в данных конкретных условиях, и соответствующим образом подготовить машину к работе.

Помимо общих требований и приемов, которые относятся ко всем экскаваторам в целом, экскаваторы каждого типа с конкретным рабочим оборудованием (прямая лопата, обратная лопата и т.д.) для высокопроизводительной работы требуют определенных, специфичных именно для них приемов и организации работы в забое.

Эти вопросы рассматриваются в следующих главах.

Читать далее: Применение экскаваторов с рабочим оборудованием прямая лопата

Категория: — Экскаваторы

→ Справочник → Статьи → Форум

Виртуальные выставки Nestorexpo NESTOREXPO & XX-EXPO
Строительная техника
и оборудование
Приглашаем к участию в выставке производителей строительной техники

личный кабинет

новости стройтехники и оборудования новые экспонаты Строительные платформы Scanclimber в реконструкции Сталинской высотки
08.10.2015
Летом 2015 года в Москве при помощи строительных платформ Scanclimber проводилась реконструкция жилого дома на Котельнической набережной. Здание входит в серию «Сталинские высотки», возведенную в …подробнее

Ошибки при монтаже водоснабжения

Источник: https://myavtoreviews.ru/kak-rabotat-na-jekskavatore/