Опасная зона работы крана на Стройгенплане

Граница опасной зоны в строительстве

Опасная зона работы крана на Стройгенплане

На каждом объекте от выполняемых работ на территории участка строительства обязательно должно иметься ограждение границы опасной зоны для защиты рабочего персонала и людей, не задействованных при производстве работ, от действия опасных факторов.

В зависимости от наличия или отсутствия подъемных сооружений (кранов, подъемников, трубоукладчиков и др.), работающих машин и механизмов (экскаватор, самосвал, копровая установка, вибропогружатель, бетононасос, асфальтоукладчик, каток, бульдозер и др.

), высоты строящегося здания и/или глубины разрабатываемых грунтов различают следующие границы опасной зоны:

  • от высоты падения материалов, оборудования, инструментов и других предметов и их отлета;
  • от движущихся частей машин и механизмов;
  • от перемещаемого краном, краном-манипулятором, трубоукладчиком или другими ПС груза и его отлета;
  • от проводимых испытаний (гидравлические, пневматические испытания трубопроводов);
  • до перепадов высот (траншеи, котлованы, этажи зданий).

к оглавлению ↑

Граница опасной зоны от падения предметов со зданий и сооружений

Вблизи строящегося здания граница опасной зоны обозначается в виде стационарного ограждения (при выполнении строительно-монтажных и демонтажных работ на территории городской застройки) или временного ограждения (на действующем предприятии когда проводятся краткосрочные работы, при возведении объекта на пустой площадке).

В обязательном порядке при строительстве вблизи строящихся зданий и сооружений необходимо в ППР отразить границу опасной зоны от падения предметов, материалов, конструкций с них. В соответствии с требованиями СНиП 12-03-2001 определяется расстоянием отлета предмета (груза, конструкции и др.

) от стены здания или сооружения — X (показано на рисунке ниже) плюс максимальный габаритный размер предмета — Lгруза.

к оглавлению ↑

Граница опасной зоны от работы подъемников и вышек

Тот же принцип действует и для подъемников, вышек, в которых перемещаются грузы, инструменты на высоту. В таком случае расстояние до границы опасной зоны берется от края люльки, площадки подъемника, но принимается минимально равным 5 м, так как от работающих механизмов расстояние принимается равным не менее 5 м.

Вначале в ППР на работу подъемников определяется необходимый для производства работ рабочий радиус поворота люльки, а затем от него откладывается рассчитанное расстояние Rо.з. Для вышек и строительных подъемников, находящихся стационарно такое расстояние принимается от их края и описывается вокруг. Все рассчитанные границы ОЗ переносятся на участок проведения работ после установки ПС. Для исключения ошибок ограждение опасной зоны необходимо установить на небольшом отдалении от Rо.з.

Высота возможного падения предмета (груза) принимается от площадки установки подъемника, вышки до верха перил люльки или площадки, а при установке какого-либо оборудования — до его низа.

к оглавлению ↑

Граница опасной зоны при работе крана, трубоукладчика и др

При производстве работ с применением подъемных сооружений (кранов, трубоукладчиков, кран-манипуляторов и др.) возникает опасность от падения грузов во время их перемещения. От оси перемещаемого груза (крюка) при производстве работ устанавливается граница опасной зоны определяемая по следующей формуле:

Rо.з. = Lгруза + Bгруза/2 + X, где:

  • Lгруза и Bгруза — горизонтальная проекция минимального габарита груза при перемещении его ПС;
  • Lгруза и Bгруза — максимальный габарит груза при перемещении его ПС;
  • X — минимальное расстояние отлета перемещаемого груза, определяемое в соответствии с таблицей:
Высота возможного падения груза, м(H) Минимальное расстояние отлета перемещаемого (падающего) груза в случае его падения при перемещении ПС, м(Х)
До 10 4
До 20 7
До 70 10
До 120 15
До 200 20
До 300 25
До 450 30
Читайте также  Анемометр для козлового крана

Примечание. При промежуточных значениях расстояние X определять интерполяцией по формуле:

X = X1+(X2-X1)*(H-H1)/(H2-H1), где:— Х1 — предыдущее значение отлета груза;— Х2 — следующее значение отлета груза;— Н — требуемая высота для расчета;— Н1 — предыдущее значение высоты перемещаемого груза;— Н2 — следующее значение высоты перемещаемого груза.К примеру, при перемещении груза на высоте H = 14 м, расстояние отлета будет равняться:

X = 4+(7-4)*(14-10)/(20-10) = 5,2 м.

к оглавлению ↑

Граница опасной зоны вблизи движущихся машин и механизмов

На объекте строительства от задействованных оборудования, машин и механизмов выделяется граница опасной зоны равная 5 м от подвижных рабочих органов оборудования машин и механизмов (п. Г.4 СНиП 12-03-2001). Другие повышающие требования могут быть прописаны в руководстве по эксплуатации или паспорте. Данная граница может располагаться как внутри, так и выделяться за границей отлета предмета, груза со здания, при работе кранов, подъемников и др.

к оглавлению ↑

Как ограничить границу опасной зоны?

На участке строительства при стесненных условиях возможно ограничение границы опасной зоны от возникающих опасных факторов путем ограничения работы машин и механизмов, установкой дополнительных ограждений и др.:

  • При размещении стреловых и башенных кранов, кран-манипуляторов необходимо принудительно ограничить угол поворота стрелы крана установкой ограничителей поворота стрелы.
  • При работах на высоте с лесов, на верхних уровнях зданий и сооружений установить защитные сетки, дополнительные ограждения, которые предотвращают отлет груза, инструмента и других предметов за ее пределы.

Источник: https://abv-proekt.ru/blogs/granitsy-opasnoj-zony-v-stroitelstve/

Стройгенплан

Опасная зона работы крана на Стройгенплане

Cтройгенплан это чертеж стройплощадки, на котором показано:

  1. строящееся или ремонтируемое здание;
  2. склады — посмотреть подсчет;
  3. ограждение площадки и коммуникации;
  4. дороги;
  5. расположение механизмов;
  6. бытовые помещения.

Расположение механизмов и размещение складов на площадке периодически, по мере производства работ, меняется. Таким образом, стройгенплан должен максимально точно отображать расположение основных элементов. Кроме того, на объекте возможно размещение отвалов грунта. Этот документ составляется в дополнение к проекту строительства дома и служит для организации строителей.

При строительстве коробки здания на объекте будет работать башенный кран и значительная часть территории будет отведена под складские площадки для сборных деталей. При производстве отделочных работ башенного крана на площадке может не быть и площадь складских площадок резко сократится, поэтому  стройгенплан часто составляют на разные этапы строительства.

Для успешного проектирования стройгенплана необходимо:

Стройгенплан и дороги

При размещении дорог на площадке стремятся обеспечить кольцевой объезд вокруг строящегося или ремонтируемого здания с устройством трех въездов — выездов с площадки. Движение при этом будет односторонним.

Если условия площадки не позволяют обеспечить кольцевой объезд, то ограничиваются дорогой с одной стороны здания с двумя въездами — выездами, но при этом должны быть предусмотрены разгрузочные площадки или вся дорога должна быть рассчитана на двустороннее движение транспорта.

Участок дороги, на котором будут находиться машины во время разгрузки, должен быть в зоне действия монтажного крана. Дороги должны быть размещены на площадке таким образом, чтобы грузопотоки не пересекались с движением рабочих.

Размещение складов на стройгенплане

Площадки для складирования сборных железобетонных деталей размещают между монтажным краном и дорогой. Кроме того, при стреловых кранах площадки размещают со стороны, противоположной основному проезду, с таким расчетом, чтобы у каждой стоянки крана имелась площадка для складирования. При ремонте, если на объекте установлен подъемник башенного типа, складские площадки устраивают в зоне действия подъемника.

Если установлен другой тип подъемников, складские площадки организовывают в стороне, но предусматривается механизм для подачи материалов со склада в зону действия подъемника (автопогрузчик или автомобильный кран).

Навесы размещаются у дорог таким образом, чтобы часть навеса находилась в зоне действия крана, а часть — вне её. Закрытые склады размещают вне зоны действия монтажного крана.

Стройгенплан и склады

При производстве работ нулевого цикла стройгенплан должен отображать дороги, которые обеспечивают вывозку грунта во время разработки котлована, размещение отвалов грунта и складских площадок для складирования сборных деталей. Размещение дорог для вывозки грунта зависит от типа экскаватора и вида проходок.

Читайте также  Правила испытания кран балок

Увязка дорог со складскими площадками зависит от принятого типа монтажного крана.

При возведении надземной части здания отпадает необходимость в землевозной дороге, при стреловых кранах дорога для движения крана соединяется с основной,1 при башенных кранах желательно организовать объезд вокруг здания, сохранив часть землевозной дороги со стороны здания, противоположной башенному крану, и соединив ее с основной дорогой. Размещение дорог на площадке зависит от периода строительства, на который составляется стройгенплан, и от типа механизмов, работающих в это время на площадке.

При отделочных работах нет необходимости в кольцевом проезде и сохраняются основной проезд и дорога вдоль здания с той стороны, где установлены подъемники для подачи материалов в здание. Этот момент должен быть продуман, так как правильно составленный стройгенплан увеличивает качество производства работ.
При ремонте зданий в стесненных условиях иногда можно ограничиться одним подъездом к зданию, но необходимо иметь пространство, достаточное для разворота автомашин.

Противопожарные мероприятия

При проектировании стройгенпланов необходимо учитывать противопожарные мероприятия. В связи с этим на стройплощадке должны быть предусмотрены пожарные гидранты, противопожар-ные щиты, бочки с водой, ящики с песком и огнетушители. Пожарный гидрант устанавливают в водопроводном колодце. Противопожарные щиты с необходимым инвентарем (ломы, лопаты, кирки, ведра, огнетушители) устанавливают в непосредственной близости к сгораемым постройкам.

Источник: http://proektabc.ru/stroygenplan.html

Опасная зона работы крана: определение и особенности расчета

Опасная зона работы крана на Стройгенплане
Бизнес 24 ноября 2017

Для предотвращения создания опасной зоны работы башенного крана в стесненных условиях за границами стройплощадки либо при размещении на площадке помещений, в которых могут находиться или находятся люди, либо иных препятствий должно быть предусмотрено ограничение участка его обслуживания. Оно состоит в автоматическом отключении механизмов, функционирующих в заданных режимах. Это обеспечивается за счет концевых выключателей, установленных на кране, а также выключающих линеек. Рассмотрим далее, как определить опасную зону работы крана.

Общие сведения

Для предотвращения создания опасной зоны работы крана в принудительном порядке ограничиваются:

  • Перемещение крана.
  • Высота подъема.
  • Вылет.
  • Поворот стрелы.

Стреловые краны для предупреждения столкновения с препятствиями при стесненных условиях должны оснащаться координатной защитой.

Система ограничения

Она позволяет искусственно определить предельные размеры и конфигурацию опасных зон работы крана.

Система позволяет ограничить участок перемещения груза, стрелы и самого крана в горизонтальной и вертикальной проекциях в заданных пределах. Ограничение опасных зон работы крана за счет автоматического отключения (блокировки) соответствующих приводов при попадании груза в запретную зону, при опасности столкновения груза или стрелы с другими объектами.

С помощью системы обеспечивается управление:

  • Поворотом стрелы.
  • Перемещением крана по рельсам.
  • Вылетом и подъемом груза.

По сигналам, поступающим от датчиков, система определяет местоположение техники, ее компонентов, высоты подъема подвески на стройплощадке. По результатам сравнения полученных сведений с данными, установленными в блоке параметров, передаются управляющие сигналы на соответствующие приводы.

Зоны обслуживания

Система обеспечивает автоматическое управление приводами в опасных зонах работы крана, в которые:

  • Не должен перемещаться груз, но допускается попадание элементов стрелы, если расстояние до них превышает вылет груза.
  • Не может попадать никакая точка стрелы и груз.

Кроме того, обеспечивается автоматическое управление приводами в зонах, в которых ограничена высота проноса груза. Таких участков может быть не больше 4-х.

На стройгенплане опасные зоны работы крана указывается в обязательном порядке. Для участков, на которых ограничивается высота подъема подвески, должен быть задан максимальный параметр.

Нормативные требования

При выходе опасной зоны работы крана за забор по согласованию с уполномоченными организациями и органами (ГИБДД, архитектурой, пожарной службой и пр.) должно быть выставлено дополнительное сигнальное ограждение в соответствии с ГОСТ 23407-78. На нем должны присутствовать предупреждающие знаки.

Запрещено использовать концевые выключатели в качестве рабочих устройств для отключения электродвигателей.

Угол ограничения

Его необходимо привязать к оси рельсового пути или башни крана (в зависимости от типа спецтехники).

Читайте также  Паук для крана тросовый

В рабочем проекте (ППР) для обозначения угла принудительного ограничения используются координаты и градусы. По ходу лучей указываются запрещающие знаки, а перед ними – предупреждающие. Расстояния между линиями должно составлять не меньше 7 метров.

Крановщик должен снизить скорость движения груза до минимальной не менее чем за метр до предупреждающего знака. Далее он обязан перемещать объекты на этой скорости повторными короткими включениями.

Схема функционирования системы ограничения

На ней обозначаются границы:

  • Опасных зон работы крана (определение осуществляется по формуле). Обозначаются границы зон, опасных для нахождения людей при установке, перемещении, закреплении конструкций и элементов, участков от строящегося сооружения.
  • Обслуживания спецтехники.

На схеме также обозначают:

  1. Линию ограничения участка обслуживания.
  2. Площадку для приема бетонной смеси, раствора.
  3. Место расположения контрольного груза.
  4. Участок хранения тары, съемных грузозахватных устройств.
  5. Место стоянки автотранспорта при разгрузке.
  6. Площадку для сбора строительного мусора.
  7. Место для кантовки колонн.
  8. Шкаф электропитания спецтехники.
  9. Стенд с нанесенными схемами строповок и таблицей веса грузов.
  10. Заземление рельсовых путей.
  11. Пешеходные дорожки.
  12. Соединительные проводники.
  13. Въезд/выезд.
  14. Временную дорогу.
  15. Направление движения автотранспорта.
  16. Временную дорогу
  17. Площадку для складирования конструкций и материалов.
  18. Временный забор (деревянный), штакетное ограждение.
  19. Ограничительный и предупреждающий знаки.
  20. Пункт для мойки колес транспорта.

Формулаеление опасной зоны работы крана

Опасную зону работы крана можно определить по следующей формуле:

0,5Вгр + L (гр) + Х — граница опасного участка.

В указанном уравнении используются показатели наименьшего – Вгр и максимального L (гр) габарита груза. При расчете опасной зоны работы крана в формулу включается значение минимального расстояния отлета груза в случае его падения – Х.

Размещение знаков

Обозначения должны устанавливаться так, чтобы крановщик мог видеть границу участка обслуживания. При этом на один угол или линию ограничительной зоны должно приходиться не меньше 2-х знаков. В некоторых случаях установка обозначений на стойках невозможна. К примеру, на проезжей части или в зоне рельсовых путей. В таких ситуациях допускается:

  • Подвешивать знаки на специальном кронштейне или натянутом канате.
  • Укладывать обозначения горизонтально так, чтобы их нельзя было сдвинуть. При этом они не должны создавать помехи движению.

Между подвешенным знаком и дорогой должно быть не менее 4,5 м. Горизонтально размещенные обозначения периодически очищаются и обновляются.

Ограничитель высоты

Он используется для уменьшения размера опасного участка. По ходу строительства сооружения ограничитель может перемещаться на новый уровень.

Для уменьшения размера опасного участка в стесненных условиях разрешено ограничение расстояния подъема груза при осуществлении погрузочно-разгрузочных работ, прокладке подземных инженерных систем, возведении подземной части здания с разработкой мероприятий организационно-технического характера.

Нюансы

При ограничении высоты, на которую будет подниматься груз до 4 ÷ 6 метров, согласно плану организационно-технических мероприятий, объекты на должны подниматься выше, чем указано в ППР. Этот участок на местности по всему периметру обозначается знаками, на которых должна присутствовать поясняющая надпись.

Визуальный контроль высоты перемещения груза осуществляется специально назначенным сигнальщиком из бригады стропальщиков. Необходимо выбрать самого опытного работника. Место нахождения специалиста должно быть обозначено на чертежах. Между стропальщиком и крановщиком должна быть радиосвязь.

Мероприятия, связанные с визуальным ограничением высоты перемещения груза, должны согласовываться с территориальным подразделением Госгортехнадзора.

Дополнительно

Работы, выполнение которых предполагается в стесненных условиях с принудительным ограничением участка обслуживания либо высоты перемещения груза, производятся в соответствии с нарядом-допуском на осуществление мероприятий в зоне действия опасных факторов производства.

О выполняемых мероприятиях делаются записи в соответствующих журналах. Время выполнения работ по конкретному ограничению участка обслуживания кранов записывается в журнале крановщика. Каждый раз до смены ограничения зоны осуществление соответствующих мероприятий должно подтверждаться. При изменении границ участка обслуживания одновременно перемещаются знаки безопасности.

Заключение

Требования, установленные нормативными актами, в том числе положения, закрепленные в ГОСТах, должны соблюдаться неукоснительно. Правильное определение границ участка обслуживания и опасных зон позволит предотвратить имущественный ущерб и вред здоровью и жизни граждан.

Источник: .ru

Источник: https://monateka.com/article/260651/